Устойчивая цепочка поставок
Contents open

Устойчивая цепочка поставок

Создание и поддержание устойчивой, адаптивной и прозрачной цепочки поставок – необходимое условие для успешной долгосрочной деятельности РУСАЛа. Подход РУСАЛа к управлению цепочкой поставок сформулирован в Кодексе делового партнера, Кодексе корпоративной этики и ряде других нормативных актов.

Ключевые результаты 2022 года

>10 000

поставщиков и подрядчиков
РУСАЛа

35%

доля закупок
у местных поставщиков

91%

потребителей,
проводящих оценку своих поставщиков, поставили РУСАЛу высшую оценку

Контроль в сфере цепочки поставок осуществляют Дирекция по обеспечению бизнеса и Дирекция по сбыту. Подразделения снабжения Глиноземного и Алюминиевого дивизионов отвечают за обеспечение деятельности Компании необходимыми товарами и услугами. Дирекция менеджмента качества и Дирекция по комплаенс контролируют профильные вопросы, связанные с качеством производимых товаров и оказываемых услуг, а также соблюдением нормативно-правовых аспектов закупочной деятельности. Дирекция по устойчивому развитию обеспечивает (на данном этапе) выборочную оценку ESG-зрелости поставщиков критически значимых категорий сырьевых материалов, товаров, услуг и энергии. В системе управления рисками РУСАЛа учитываются риски, связанные с цепочкой поставок.

Основными потребителями продукции РУСАЛа являются компании из России, стран СНГ, Европы, Северной и Южной Америки, а также Юго-Восточной Азии. География поставщиков ориентирована на закупку товаров преимущественно в России и КНР. Также РУСАЛ закупает продукцию в Казахстане, странах Карибского бассейна, Европы и Африки. В 2022 году цепочки поставок были изменены с учетом возможных вариантов организации логистики.

Система работы с поставщиками и подрядчиками

РУСАЛ реализует полный цикл производства алюминия, и итоговый результат зависит от устойчивости отдельных элементов цепочки поставок и долгосрочных партнерских отношений с поставщиками и подрядчиками. Для осуществления своей деятельности Компания закупает товары у поставщиков, многие из которых являются ключевыми игроками рынка. Их социальная и экологическая ответственность гарантируют устойчивость цепочки поставок.

Компания предоставляет помощь в улучшении практики управления, если текущий уровень развития поставщика не соответствует требованиям РУСАЛа.

Цель проекта ESG-трансформации РУСАЛа
«Устойчивая система поставок сырьевых
материалов, товаров и услуг»

К 2025 году сформировать устойчивую, этичную систему поставок на основе собственной системы аккредитации, оценки и аудита соответствия ESG-критериям, охватывающей не менее 80% поставщиков и подрядчиков РУСАЛа

К 2025 году охватить 100% поставщиков

В 2022 году в Компании утверждена Политика ответственных закупок, закрепляющая основные ESG-требования к поставщикам сырья и материалов, товаров, работ и услуг по соответствию принципам ответственного ведения бизнеса.

Приоритетные направления взаимодействия
с поставщиками и подрядчиками

Повышение информационной открытости и прозрачности закупок

Перевод поставщиков на собственную торговую площадку РУСАЛа

Реализация долгосрочных стратегий закупок, выполнение параметров бизнес-плана и достижение целей по качеству

Реализация совместных проектов с поставщиками

Развитие компетенций по новым рынкам и альтернативных способов доставки сырья и материалов

Признание поставщиками требований в сфере устойчивого развития, изложенных в Кодексе делового партнера, позволяет совершенствовать инструменты управления ESG-рисками.

60%

поставщиков сырья и материалов

на заводы Компании присоединились к Кодексу делового партнера РУСАЛа

Компания не приемлет нарушений прав человека деловыми партнерами, поставщиками и подрядчиками, поэтому строго следит за соблюдением прав человека и всех аспектов трудового, экономического и социального законодательства.

Проведение аудитов потенциальных, новых и действующих поставщиков Компании – гарантия надежности цепочки поставок и высокого качества готовой продукции. Кроме того, проведение аудитов способствует вовлечению контрагентов в использование передовой практики устойчивого развития.

25%

новых поставщиков

прошли проверку с использованием социальных и экологических критериев в 2022 году

Взаимодействие с потребителями

РУСАЛ является одним из крупнейших в мире производителей и поставщиков алюминия для компаний, осуществляющих деятельность в сфере металлургии, энергетики, строительства, автомобилестроения, машиностроения, авиастроения, горной и химической промышленности, производства товаров повседневного спроса, продуктов питания и других отраслей.

РУСАЛ не производит продукцию и не предоставляет услуги, оказывающие негативное воздействие на здоровье человека и безопасность труда.

Получение и поддержание статуса главного поставщика для потребителя

Увеличение объемов поставок для каждого потребителя

Расширение линейки и номенклатуры поставляемой продукции, а также географии поставок

Заключение соглашений о партнерстве

Создание превосходного клиентского опыта – одно из ключевых направлений деятельности РУСАЛа в сфере цепочки поставок. Привлечение потребителей к оценке деятельности Компании, совместному решению задач и регулярный мониторинг уровня удовлетворенности – залог успешного взаимодействия.

В Компании регулярно проводятся аудиты со стороны потребителей РУСАЛа (в том числе с привлечением международных классификационных обществ), это способствует повышению уровня удовлетворенности потребителей.

Компания следует признанным на международном уровне стандартам в различных аспектах производства, включая качество продукции. Миссия, цель, стратегия и принципы РУСАЛа в этой области закреплены в специальной Политике.

Практики РУСАЛа

Внедрение оценки ESG-зрелости поставщиков

Создание Личного кабинета поставщика на сайте РУСАЛа

Участие в Инициативе по ответственному управлению в области производства алюминия (ASI)

Инвентаризация жизненного цикла алюминия с точки зрения воздействия на окружающую среду

Обеспечение стандартов качества продукции

Анализ удовлетворенности потребителей

  • В 2022 году в Компании была разработана и апробирована методика оценки ЕSG-зрелости поставщиков сырьевых материалов. На базе методики было проведено добровольное исследование крупнейших поставщиков сырья РУСАЛа. В рамках исследования ключевым поставщикам РУСАЛа было предложено заполнить анкету, состоящую из 25 аспектов (89 вопросов) устойчивого развития. Средний балл по 14 проанкетированным компаниям составил 3 555 (из 6 500 возможных) и был принят за средний уровень развития ESG-практик (бенчмарк) для поставщиков охваченных категорий сырьевых материалов. Выводы, полученные в рамках исследования, учтены при разработке Политики ответственных закупок.

  • Важный инструмент развития устойчивой цепочки поставок – сервис «Личный кабинет поставщика». Сервис позволяет автоматизировать сбор и хранение информации о поставщиках и подрядчиках РУСАЛа, упростить процедуру ESG-аккредитации поставщиков и подрядчиков, дополнительно обучать поставщиков и подрядчиков по вопросам устойчивого развития и знакомить с корпоративными документами.

  • Процедура прохождения ESG-аккредитации в личном кабинете организована в несколько этапов:

    • заполнение анкеты самооценки для определения

    • ESG-зрелости контрагента;

    • автоматический подбор расширенной анкеты в зависимости от определенного уровня ESG-зрелости;

    • присвоение итогового балла.

  • С 2015 года РУСАЛ является участником международной Инициативы по ответственному управлению в области производства алюминия ( Aluminium Stewardship Initiative, ASI) — глобальной некоммерческой организации, занимающейся продвижением принципов устойчивого развития в цепочке создания добавочной стоимости алюминия.

  • Один из стандартов организации – ASI Chain of Custody – предназначен для содействия компаниям алюминиевой отрасли, намеренным предоставить потребителям гарантию ответственного производства и поставок продукции. РУСАЛ – один из крупнейших в мире производителей алюминия, сертифицированных на соответствие стандартам ASI. По состоянию на конец 2022 года все 13 площадок РУСАЛа, входящие в периметр сертификации ASI, подтвердили соответствие стандарту.

  • В 2022 году РУСАЛ инициировал проект по инвентаризации жизненного цикла алюминия для собственных предприятий, которая используется для экологической декларации продукции (Environmental Product Declarations — EPDs). Наличие оценки жизненного цикла алюминия является требованием стандарта Aluminium Stewardship Initiative (ASI) и позволяет оценить воздействие Компании на окружающую среду.

  • Проект предполагает разработку методологии оценки воздействия алюминия на компоненты окружающей среды, а также составление внутреннего рейтинга предприятий и показателей влияния жизненного цикла продукции.

  • РУСАЛ следует признанным на международном уровне стандартам в различных аспектах производства, включая качество продукции.

  • Для соответствия передовым стандартам качества продукции РУСАЛ ежегодно проводит сертификацию новых предприятий. Компания следует стандартам ISO 9001 (основной стандарт для системы менеджмента качества), IATF 16949 (стандарт для автомобильной промышленности), FSSC 22000 (стандарт безопасности пищевых продуктов), DNV Ship и ABS Ship (стандарты судостроения).

  • РУСАЛ использует комплексный инструмент планирования улучшений на основе результатов исследования удовлетворенности потребителей и рейтинговых оценок компании в качестве поставщика, а также результатов реализации фокусных программ улучшений. Компания проводит регулярный анализ удовлетворенности потребителей, одним из основных инструментов которого является анкетирование. Алюминиевый дивизион РУСАЛа реализует Комплексную программу повышения качества готовой продукции за счет внедрения культуры SPC (статистического управления процессами) на предприятиях.

  • В Компании стандартизирован процесс реагирования на получение претензии. Для каждой претензии определяются меры реагирования, соразмерные масштабу проблем, – от устранения проблемы до анализа причин и внедрения мер по предотвращению повторных случаев.

Внедрение оценки ESG-зрелости поставщиков

В 2022 году в Компании была разработана и апробирована методика оценки ЕSG-зрелости поставщиков сырьевых материалов. На базе методики было проведено добровольное исследование крупнейших поставщиков сырья РУСАЛа. В рамках исследования ключевым поставщикам РУСАЛа было предложено заполнить анкету, состоящую из 25 аспектов (89 вопросов) устойчивого развития. Средний балл по 14 проанкетированным компаниям составил 3 555 (из 6 500 возможных) и был принят за средний уровень развития ESG-практик (бенчмарк) для поставщиков охваченных категорий сырьевых материалов. Выводы, полученные в рамках исследования, учтены при разработке Политики ответственных закупок.

Создание Личного кабинета поставщика на сайте РУСАЛа

Важный инструмент развития устойчивой цепочки поставок – сервис «Личный кабинет поставщика». Сервис позволяет автоматизировать сбор и хранение информации о поставщиках и подрядчиках РУСАЛа, упростить процедуру ESG-аккредитации поставщиков и подрядчиков, дополнительно обучать поставщиков и подрядчиков по вопросам устойчивого развития и знакомить с корпоративными документами.

Процедура прохождения ESG-аккредитации в личном кабинете организована в несколько этапов:

  • заполнение анкеты самооценки для определения

  • ESG-зрелости контрагента;

  • автоматический подбор расширенной анкеты в зависимости от определенного уровня ESG-зрелости;

  • присвоение итогового балла.

Участие в Инициативе по ответственному управлению в области производства алюминия (ASI)

С 2015 года РУСАЛ является участником международной Инициативы по ответственному управлению в области производства алюминия ( Aluminium Stewardship Initiative, ASI) — глобальной некоммерческой организации, занимающейся продвижением принципов устойчивого развития в цепочке создания добавочной стоимости алюминия.

Один из стандартов организации – ASI Chain of Custody – предназначен для содействия компаниям алюминиевой отрасли, намеренным предоставить потребителям гарантию ответственного производства и поставок продукции. РУСАЛ – один из крупнейших в мире производителей алюминия, сертифицированных на соответствие стандартам ASI. По состоянию на конец 2022 года все 13 площадок РУСАЛа, входящие в периметр сертификации ASI, подтвердили соответствие стандарту.

Инвентаризация жизненного цикла алюминия с точки зрения воздействия на окружающую среду

В 2022 году РУСАЛ инициировал проект по инвентаризации жизненного цикла алюминия для собственных предприятий, которая используется для экологической декларации продукции (Environmental Product Declarations — EPDs). Наличие оценки жизненного цикла алюминия является требованием стандарта Aluminium Stewardship Initiative (ASI) и позволяет оценить воздействие Компании на окружающую среду.

Проект предполагает разработку методологии оценки воздействия алюминия на компоненты окружающей среды, а также составление внутреннего рейтинга предприятий и показателей влияния жизненного цикла продукции.

Обеспечение стандартов качества продукции

РУСАЛ следует признанным на международном уровне стандартам в различных аспектах производства, включая качество продукции.

Для соответствия передовым стандартам качества продукции РУСАЛ ежегодно проводит сертификацию новых предприятий. Компания следует стандартам ISO 9001 (основной стандарт для системы менеджмента качества), IATF 16949 (стандарт для автомобильной промышленности), FSSC 22000 (стандарт безопасности пищевых продуктов), DNV Ship и ABS Ship (стандарты судостроения).

Анализ удовлетворенности потребителей

РУСАЛ использует комплексный инструмент планирования улучшений на основе результатов исследования удовлетворенности потребителей и рейтинговых оценок компании в качестве поставщика, а также результатов реализации фокусных программ улучшений. Компания проводит регулярный анализ удовлетворенности потребителей, одним из основных инструментов которого является анкетирование. Алюминиевый дивизион РУСАЛа реализует Комплексную программу повышения качества готовой продукции за счет внедрения культуры SPC (статистического управления процессами) на предприятиях.

В Компании стандартизирован процесс реагирования на получение претензии. Для каждой претензии определяются меры реагирования, соразмерные масштабу проблем, – от устранения проблемы до анализа причин и внедрения мер по предотвращению повторных случаев.